Тема, на которой мне бы хотелось остановиться сегодня, звучит так: Что я могу сделать дома?. В Центре мы делаем лишь малую часть всей программы. То, что мы делаем в течение получаса, необходимо поддержать тем, что вы будете делать в течение двадцати трех с половиной часов в этот день и все остальные дни между визитами к врачу. Кроме того, могут быть острые эпизоды, и родители часто пребывают в растерянности: ‘Что же можно предпринять сейчас, чтобы справиться с этим?’ Поэтому я думаю, что нам полезно будет поговорить о некоторых подобных вещах. Если в процессе беседы у вас появятся какие-нибудь вопросы, не колеблясь, прерывайте меня и задавайте их. Прежде всего, отчего случаются острые состояния? Это фундаментальная концепция болезни и здоровья. Похоже, мы часто мы действуем так, будто вокруг нас витают в воздухе самые разные ‘жучки’ и все разом внезапно решают куда-то сесть. И если вам случилось быть одним из тех, на кого они решили сесть, это уж совсем плохо. Тогда вы вытаскиваете любое оружие, стремясь убить напавших. Мы обычно говорим: ‘Он подхватил что-то’ и пытаемся найти способ победить этих ‘жучков’. Разве не так поступает большинство из вас? Задавали ли когда-нибудь вы себе вопрос: ‘Какова же цель этого острого состояния — простуда, тонзилит, расстройство пищеварения и тому подобное — зачем они возникают? Только ли для того, чтобы раздражать пациента и расстроить родителей? Нельзя ли посмотреть на эти острые проявления как на процесс лечения?’. Организм старается что-то изменить, и, чтобы осуществить это, вынужден вызвать нечто вроде взрыва в физиологии тела. Вы никогда не думали о простуде ребенка как об исцеляющем явлении? Ответ (из зала): Нет, я считаю это досадной неприятностью. Это причиняет много бед. Согласна, это неприятно. Вопрос не в этом. В жизни есть много неприятных вещей, но, вместе с тем, в них же содержится и много хорошего. Давайте рассмотрим, как начинается простуда. Мы часто заболеваем, когда наша сопротивляемость снижена, может быть оттого, что нет хорошей пищи или недостаточно отдыха или будучи в состоянии сильного стресса. Простуда выключает нас из повседневной жизни, возможно, на 24 или 48 часов, заставляет отдохнуть, влить жидкости в организм, после чего нам становится лучше. Эти острые эпизоды, если относиться к ним разумно, могут стать опорными камнями на пути к улучшению здоровья. Давайте посмотрим на отдельные симптомы. Высокая температура: Из этого ящика, который стоит у всех вас в доме, я имею ввиду телевизор, вас все время учат, что при высокой температуре следует принять жаропонижающее. Тейленол, аспирин, еще что-нибудь. Первое, что надо сделать — сбить температуру. Однако высокая температура — это один из способов организма бороться с инфекцией. Высокая температура — это одно из проявлений работающего иммунитета. Ребенок, который болеет без высокой температуры, беспокоит нас гораздо больше, чем тот, кто болеет с температурой. Если у ребенка не поднялась температура, когда она должна была подняться, это означает, что организм не имеет нужной сопротивляемости, необходимой для преодоления данной проблемы. Я не говорю о температуре, которая поднимается до 104-1060(Фаренгейта). Я говорю о средней температуре примерно в 101, 102, 1030, которая в большинстве случаев сопровождает грипп, отит, наиболее распространенные детские инфекционные болезни. Высокая температура очень важна. Поэтому мы направляем свои усилия не против температуры, а против причины, вызвавшей ее появление, а это совсем другой подход. Теперь давайте рассмотрим связь между травмами и острыми состояниями. Очень часто острый эпизод является следствием какой-то травмы, имевшей место либо только что, либо неделю или две назад. Кое-что из того, о чем мы уже говорили, поможет вам понять, почему это происходит. Никогда не забывайте, что тело — это единый, очень тонко сконструированный механизм, где каждая часть предназначена для движения, причем движения во взаимосвязи со всеми другими частями. Перед вами цельное, очень тонко организованное движущееся устройство. И если что-то происходит с этим движущимся механизмом и нарушается свободное движение в какой-либо области, то это в свою очередь вызывает нарушение циркуляции артериальной крови, венозного и лимфатического оттока в этой области и любого активного движения. Это, в свою очередь, вызывает стаз, или застой в этой области, что способствует воспалению и становится плодородным полем для попавших туда микроорганизмов. Часто бывает, что ребенок ударился головой, а вскоре стал жаловаться на боль в ухе. В данном случае боль — это не следствие инфекции, хотя ухо может быть воспаленным, перепонка покрасневшей, но причина этого в нарушении нормального физиологического движения височной кости, на которой находится ухо. Если провести коррекцию этой структуральной проблемы, боль в ухе исчезает. И это бывает не так уж редко. Поэтому, если вы начинаете рассуждать о травме и ее последствиях, а у ребенка боль в ухе или острое воспаление, подумайте, что из того, что произошло две или три недели назад могло оказаться решающим фактором развития болезни., Давайте рассмотрим еще одну острую ситуацию. Речь идет об астматическом приступе. Такой эпизод может быть очень пугающим. Обычно больше бывают напуганы родители, чем ребенок. Дети, как правило, проходят через такой приступ гораздо лучше, чем родители. Мы нашли, что у детей, у которых было падение на ягодицы на что-то твердое, часто возникают астматические приступы, если имеется соответствующая предрасположенность. Один лечившийся у нас маленький мальчик, у которого были многочисленные астматические приступы до начала лечения, чувствовал себя очень хорошо, и я не видела его уже месяцев девять. Однажды его мать позвонила и сказала, что у него внезапно случился очень сильный приступ. Я спросила, не было ли каких-нибудь травм, и она ответила, что нет. Я задала вопрос, уверена ли она, что у него не было никаких травм. Когда они пришли, я спросила мальчика: ‘Ты сел на что-то очень твердое?’ Он ответил: ‘Да’. ‘И что это было?’ ‘ Я свалился с ослика’. ‘И ты не сказал маме?’ ‘Нет, потому что мне не разрешили залезать на ослика’. Как видите, вы не всегда можете знать, что травма предшествовала, и она вызвала острое состояние. Говоря вообще, если есть возможность провести хорошее остеопатическое лечение ребенку в ближайшие 12 часов от начала астматического приступа, приступ можно купировать, не прибегая к аллопатическим средствам. Это не всегда так, особенно если приступ продолжается уже слишком долго. Так у одного мальчика, оставленного с няней, мы установили, что приступ длился 48 часов. Мы смогли снять его, но нам пришлось прибегнуть и к определенным лекарственным средствам, чтобы прервать происходящий внутри организма цикл. Это нужно сделать, чтобы восстановить равновесие. Однако такие ситуации случаются редко. Обычно удается не допустить, чтобы дело дошло до этой точки. Мы имеем дело не только с респираторными проблемами, как, то простуда, астма, грипп, ангина. Встречаются также нарушения пищеварения — острая диарея или острые эпизоды рвоты. В этом случае необходимо подумать, что этому предшествовало. У маленьких детей, которые только начали получать твердую пищу, это может быть реакцией на несколько раннее введение такой пищи; поэтому хорошим правилом является приучение малышей к новому питанию, начиная с очень небольших количеств. Давайте новую еду по одной чайной ложке один раз в день в течение трех дней. Если все идет хорошо и не вызывает ничего отрицательного, постепенно увеличивайте количество. Потом введите еще один вид новой пищи один раз в день в течение трех дней. Так за 15 дней вы введете пять новых видов, которые будут хорошо переноситься. Это хорошее правило приучения детей к новой пище. При этом позже вы обнаружите, что у вас не будет ситуаций, когда дети отказываются есть то, что им дают. Позже убедитесь, кажется ли им вкусным все, что вы даете. Дети едят с большим желанием, если пищу делать немного тверже. Существует ряд очень простых домашних способов помощи при острой рвоте или жидком стуле. Если это тянется довольно долго, очень полезным средством будет отвар, в котором готовился коричневый рис. Давайте его по чайной ложке каждые десять минут. Очень важно не дать больше за один раз, потому что желудок не сможет справиться с большим объемом жидкости и возникнет рвота. Затем добавьте к отвару немного коричневого риса, протертого через сито или превращенного в пюре в миксере, с капелькой меда для вкуса, и снова давайте крошечными порциями. Это главным образом относится к рвоте. При диарее организм, вероятно, стремится избавиться от того, чего в нем не должно было быть. Причиной жидкого стула у маленьких детей может быть не до конца приготовленная пища. У организма еще нет возможности переварить ее, а может быть, ребенок недостаточно хорошо прожевал пищу. Зерна — это одно из того, что часто находят практически не изменившимся. Это означает, что ребенок не должен получать зерна, так как его организм не может справиться с ними. То же самое относится к изюму, а также к любой грубой пище, которую ребенок не может переварить. Такую пищу следует перемалывать или размачивать и превращать в пюре пока организм ребенка не привыкнет к ней. Когда вы определили причину проблемы, рисовая каша и рис могут быть вам очень помочь. Еще одно ценное средство — взять спелое яблоко и растереть его ложкой до консистенции сока — но сырое яблоко. Затем, когда острая фаза позади — мюсли. Это древний-древний рецепт, пришедший из Швейцарии, которым пользовались пастухи в горах, и его до сих пор подают во всех кафе в Швейцарии. Это сырой продукт, необыкновенно полезный для здоровья. Его основа — сырой овес, к которому добавлены яблоки, бананы, изюм, немного земляных орехов, немного лимонного сока и капелька меда. Это удивительный способ для разрешения нарушения пищеварения в любом возрасте. При любых хронических нарушениях в пищеварительной системе, и даже при язве можно получить улучшение, и результаты будут просто фантастические, если несколько недель подряд есть мюсли. Сразу после войны Детский госпиталь в Лондоне посетил один из специалистов представительства Швейцарии в Англии, известный эксперт по решению различных проблем у детей. Он лечил детей с целиакией, заболеванием, которое представляет собой тяжелое нарушение пищеварения в детском возрасте. Он применял для лечения мюсли. Эта работа не была опубликована по одной простой причине: всем детям стало лучше. По обычным стандартам это невозможно — чтобы все дети выздоровели. Почему такие простые средства могут быть так глубоко эффективны в этих случаях? Потому что процесс исцеления идет внутри организма, а не приносится извне. Мы никого не лечим, и вы тоже этого не сделаете. Пациент вылечивается сам. Все, что мы делаем, это немного помогаем ему, создаем обстановку, убираем то, что ошибочно, и позволяем осуществиться процессу исцеления. Я не могу подчеркнуть сильнее, насколько важно понимать, что у ребенка есть внутренняя способность преодолеть проблему своими собственными силами, если мы организуем сцену действия и создадим условия, при которых этот процесс может иметь место. Все минералы в организме должны находиться в сбалансированном состоянии. Кальций должен быть в определенном соотношении с фосфором и витамином Д, чтобы организм мог усвоить его. Мы можем наблюдать детей, которые утилизируют кальций, и у которых в волосах содержится кальция в тысячу раз больше, чем должно быть. Это происходит не потому, что они не получают достаточно кальция, а потому, что их организм не может правильно усвоить его. Здесь мы снова возвращаемся к вопросу, как функционирует организм внутри себя, чтобы с наибольшей пользой переварить все то, что мы в него закладываем. Давайте рассмотрим еще одну область факторов, которые у детей могут проявлять себя заболеванием. Они известны под общим названием ‘стресс’. Стресс может быть направлен прямо на ребенка, как, например, если один из родителей слишком требователен, требуя поведения, которое, не исключено, выходит за пределы возможностей возраста или способностей ребенка. Давление на ребенка может оказываться в школе, или он сам считает, что его накажут, не выполни он какие-то требования. Иногда я говорю об этом с родителями и слышу в ответ: ‘Нет, мы никогда не ругаем его за отметки’. Когда же я завожу разговор на эту же тему с самим ребенком, то получаю в ответ: ‘Ну, лучше уж мне получать хорошие отметки, а не то проблем будет больше’. Это может быть так, и может не так, но это восприятие ребенка отношения родителей к его успеваемости. Иногда нам нужно посмотреть на самих себя глазами ребенка. Как он интерпретирует то, что мы говорим или делаем? Это и определяет его реакцию на те или иные обстоятельства. Как часто вы хвалите своего ребенка? Как часто вы говорите ему, что он хороший? Как часто вы говорите, что он плохой, непослушный, не поддается воспитанию? Если бы вы записали на магнитофон несколько часов того, что происходит у вас дома, а потом прослушали бы пленку, вы могли бы много узнать о своей семье. Это один из лучших способов терапии, какие я только знаю. Пусть магнитофон просто работает, чтобы никто об этом не знал, а потом проиграйте пленку. Вы будете поражены тем, что услышите, но вы многому научитесь. Уверена, что чаще всего вы найдете там: он говорит то-то и то-то, она говорит так-то, а я говорю это. И сценарий практически не меняется, потому что мы не слышим текста. Мы просто чувствуем необходимость среагировать тем или иным способом, чтобы заставить обоих замолчать, а это не срабатывает. Стресс, который обрушивается на ребенка, часто не осознается, что еще более серьезно, часто не признается. Если бы мы могли увидеть в зеркале себя и все обстоятельства, окружающие ребенка, мы нашли бы, что порождает стресс. Это может быть и стресс не направленный непосредственно на ребенка. Может существовать стрессовая ситуация между родителями, между родителями и бабушкой с дедушкой или между родителями и кем-то, кто ухаживает за ребенком. Ребенок оказывается в центре этих отношений и воспринимает напряжение, царящее вокруг. Дети — это отражение своих родителей, особенно своих матерей. Уверена, вы видели, что, если мать чувствует себя неважно, дети становятся невыносимыми. В этом нет вины ребенка, это происходит потому, что ощущение безопасности, которое исходит из центра семьи, неожиданно оказывается утерянным, и дети, как могут, стараются справиться с этим. Мать — центральная фигура в обеспечении чувства безопасности ребенка. Отец тоже принимает в этом участие, но, тем не менее, вы обнаружите, что болезнь матери или ее отъезд всегда большая проблема для ребенка независимо от того, длится это всего один день или гораздо дольше. Если у родителей конфликты, это отражается на ребенке. Как ребенок преодолевает трудные или неприятные для него обстоятельства? Как мы поступаем, Если у ребенка проблемы в школе, он не очень ладит с преподавателем? Разговариваем с учителем, идем к директору или пытаемся забрать ребенка от данного педагога? Именно так чаще всего мы и поступаем. Теперь перенеситесь в будущее лет на пятнадцать вперед, у вашего ребенка уже есть работа и у него не очень хорошие отношения с боссом. Пойдет ли Мать или Отец к президенту фирмы, чтобы сказать ‘У него не складываются отношения с начальником. Мы думаем, лучше перевести его к другому’. Думаю, вы представляете его реакцию, не так ли? Это будет означать конец карьеры на данном месте. Когда мы начинаем преодолевать трудные, бросающие нам вызов, неприятные обстоятельства? Можем ли мы помочь своему ребенку справиться с непростыми ситуациями, возникающими в школе? Можем ли мы научить своего ребенка понимать, что, возможно, у педагога возникли какие-то проблемы дома, и он делает все возможное при данных обстоятельствах? Или что преподаватель требует от него немного больше того, с чем, по мнению самого ребенка, он может справиться, но в конечном итоге это выработает в нем качества, которых бы при других обстоятельствах не было? Хорошо известно, что помнят того учителя, который был очень требователен к вам. А тогда вы, вероятно, думали, что он плохой. Помните ли вы учителей, которые были добрыми, мягкими и спускали вам все, что бы вы ни делали? Часто вам даже не вспомнить их имен. Мы помним тех, кто требовал соответствующего поведения. В большинстве случаев проблема не в учителе, это просто обучение тому, как справляться с трудностями. Это не означает, что не следует убедиться, не стоит ли за всем этим чего-то более серьезного. Если мы сможем научить ребенка справляться с трудными, бросающими ему вызов ситуациями, он не будет испытывать при этом стресс, и вынесет важнейший урок, что делать с проблемами, с которыми ему придется столкнуться в его дальнейшей жизни. Хвалите ребенка, принимайте его таким, какой он есть, подбадривайте, независимо от того, как он успевает в жизни. Если у ребенка какой-нибудь физический недостаток, ему необходимо все наше принятие его, поддержка, подбадривание. Известно, что любой из нас расцветает от похвалы. Если нас постоянно ‘бьют по голове’ словами ‘Ты не сделал это, почему ты не сделал то, собери свои вещи, умойся’, никому при таких условиях не будет хорошо. Нам необходимо похвала, нужно, чтобы кто-нибудь сказал нам, что мы хорошо справились с работой, что мы приложили усилия и сегодня выполнили задание лучше, чем вчера. Благодаря такому обращению многие дети стараются делать все как можно лучше. Другая проблема, иногда неизбежная, это повторяющиеся изменения в жизни ребенка или переезды. Дети стремятся к стабильности, к безопасности. Они любят спать на одном и том же месте, иметь свой маленький уголок, где лежат их вещицы. Если переезда не избежать, постарайтесь устроить маленькую нишу на новом месте, вроде той, что была на старом, чтобы у ребенка как можно быстрее сформировалось ощущение ‘дома’. Мы видим детей, чьи семьи вынуждены менять местожительство каждые год — два. Это очень трудно для ребенка. Им нужно такое количество стабильности, какое только возможно обеспечить в этих условиях. Для любого из нас нелегко переезжать много раз. Особенно справедливо это по отношению к детям. Как продолжение этой темы — очень важно иметь возле ребенка людей, к которым бы он был привязан. Возможно, частая смена нянь, иногда, действительно, бывает неизбежна. Однако, как бы хороша няня ни была, если ребенку постоянно приходится привыкать к новому человеку, для него это дополнительный барьер, через который он должен перешагнуть. Чем реже мы предъявляем ребенку такие требования, тем лучше для него. Это не означает, что не нужно время от времени оставлять ребенка с кем-то новым. Очень важно, чтобы ребенок научился находиться с другими людьми. В то же время поддержание устойчивого, сообщающего уверенность окружения важнее, чем многочисленные перемены. Необходимы установленные правила: Ребенок должен знать свои границы. Временами это трудно, временами он не соглашается оставаться в рамках этих границ, и это рушит ваши дневные планы. Что вы поступите в таком случае? Уступите ? Скажете ‘Ладно, на этот раз я не буду докучать’? Или же вы готовы стоять на своем, так, чтобы ребенок понял, что правила необходимо соблюдать, и их никто не отменит? Иногда, такая мелочь, как нежелание Джонни утром самостоятельно обуваться, может привести к замешательству, нарушить все ваши планы. Насколько легче сделать это за него. Но если вы сделаете это сегодня, может случиться тоже самое завтра, и вы будете делать это день за днем. Заведенный порядок очень помогает детям. Он дает им уверенность. Если они встают в одно и то же время, едет примерно в одно и то же время, занимаются приблизительно одним и тем же в то же самое время, это придает их жизни определенный ритм. А внешний ритм снаружи установлению внутреннего ритма. И опять же — этот распорядок не должен быть абсолютно незыблемым, но вы увидите что, если дети привыкнут к ритму и повторяющемуся порядку, они станут более устойчивы к стрессам. Эмоциональная атмосфера: Получайте удовольствие! Садитесь на пол и играйте с детьми. Найдите время, чтобы дети могли рассказать вам правила игры, потому что потом, когда вам будет что сказать им, вы увидите, что они охотнее будут вас слушать. Смейтесь вместе с детьми, получайте удовольствие. Иногда смех — это лучший способ преодолеть их плохое поведение. Если ребенок капризничает, а вы над этим смеетесь, его капризы не будут иметь веса. Если ребенок смог вести себя плохо и расстроить вас этим, он выиграл этот день. Но если он капризничает, а вы смеетесь над ним, он понимает, что к чему хорошему его поведение не приведет, и вскоре он успокоится. Это нелегкий путь, но вы убедитесь, что он срабатывает. Беспокойство и страх родителей передаются детям. Страх может касаться самих детей, а может быть и не связан с ними. Дети могут не понимать причину страха, но они его воспринимают и реагируют на него. Таким образом, дети предъявляют к нам очень высокие требования, требования не в том, что мы должны делать для них, а в том, что мы собой представляем, потому что они хотят видеть в нас внутренний рост, стабильность, гармонию внутри нас самих и в отношении с окружающими нас людьми. Таковы некоторые моменты, которые, я бы хотела, чтобы вы вынесли из нашего разговора, подумали об них, посмотрели, можно ли их использовать при разных, складывающихся у вас дома ситуациях. Есть ли вопросы или комментарии? Вопрос. В течении этого вечера у нас создалось впечатление, что медицинский мир не хочет, чтобы мы узнали о некоторых вещах, таких, как натуральные, простые продукты и лечебные домашние средства, которые могут быть очень эффективными. Не означает ли это, что они дурачат нас, желая убедить, что их средства лучше? А если так, то как быть с клятвой Гиппократа? Комментарии: Вопрос. Означает ли, что пройденный вами длинный путь позволит понять другим специалистам, что каждая кость черепа может двигаться? Многие считают, что у взрослого кости зафиксированы. Делается ли что-нибудь, чтобы дать понять аллопатам, что такие явления всегда существовали? |
Остеопатия — совокупность лечебно-диагностических методик, используемых для установления причин и устранения выявленных патобиомеханических нарушений путем мануального воздействия на анатомические структуры черепа, позвоночника, кресца, мышечно-связочный аппарат, внутренние органы в целях восстановления их подвижности и оптимального функционирования (определение из Методических рекомендаций №2003/74 «Остеопатия», утвержденный Министерством здравоохранения 29.10.2003). |
|