Закон разума, материи и движения (4). Таково определение, единственное определение, данное Э.Т.Стиллом, открытым им принципам и практике, которые он назвал остеопатией. Остеопатия, действительно, представляет собой распознование, использование и восстановление движения во всех аспектах жизни, во всех стадиях материи, созданной божественным разумом. В чем различие между предплечьем вашего соседа и предплечьем только что умершего человека? Оба состоят из тех же элементов, сформированных из тех же тканей, оба связаны с одними и теми же органами и системами. И все же одно живое, а другое мертвое. Какова характерная черта, отличающая живое от мертвого? Это присущее живому движение: это характеристика, которая есть во всех живых организмах, минералах, растениях, животных и человеке. Электролиты двигаются в клетку и из нее. Клетка движется внутри органа. Орган находится в постоянном движении в теле. Тело движется на земле и вместе с Землей, а Земля, в свою очередь вращается вокруг своей оси и дышит, участвуя в циклах космических вдохов и выдохов. Земля вместе с другими планетами движется вокруг Солнца, и одновременно вместе с ним участвует в великолепно срежиссированном и точно поставленном во времени грандиозном балете вселенной. Человеческое тело предназначено для гармонично координированного движения каждой его части по отношению всех остальных, чтобы поддерживать равновесие с окружающей средой. Младенец, который быстро на четвереньках, ползет к желаемому предмету, используя при этом сложные последовательные мышечные сокращения сгибателей и разгибателей верхних и нижних конечностей, ротаторов шеи и глаз, и идеально вымеренное соотношение количества сокращений и расслаблений каждой мышцы тела, демонстрирует для компетентного наблюдателя творение Главного Механика, который создал это тело «из праха и наполнил его дыханием жизни». «Волнообразное чередующееся движение – обязательное условие… жизни» (6), писал Эмерсон. И все же есть дети, которые не могут ползать. Когда они начинают ходить, у них отсутствует паттерн чередования движений рука – нога, баланс их нарушен, они часто падают. Их глаза не овладели навыком точного и динамичного взаимодействия друг с другом, что и удерживает фокус зрения, независимо от того, находится ли предмет на расстоянии вытянутой руки или на горизонте, в крайней точке справа или слева, и что позволяет правильно оценивать глубину, расстояние, форму и размеры. Такой ребенок не может научиться читать, не может писать, он избегает площадок для игр, потому что он не может прыгать через веревочку, бить по мячу или бегать со своими сверстниками. Это нарушение координации движения выступает предвестником неспособности к обучению, но в основе поражения лежит нарушение геометрии формирования черепа, в котором развивались проводящие пути нервной системы (7). Голова младенца формируется в материнском тазе до и во время родов. На ранней стадии беременности она баллотирует в околоплодной жидкости и защищена от ударов со стороны внутренних органов матери и внешнего мира мощной мышечной стенкой матки. Когда внутриматочное развитие достигает своей кульминационной точки, голова младенца, теперь состоящая из развившегося в хряще костного основания с многочисленными развивающимися соединениями для осуществления движения, и свода костных пластин, развившихся из мембран, и способных перекрывать друг друга, входит в истинный таз в месте его наименьшего диаметра. Разве это не чудо творчества, что голова младенца имеет точно такие размеры, которые соответствуют чаше материнского таза, снабжена способным к сжатию механизмом, контролируемым дуральными мембранами, что и позволяет голове пройти по родовому каналу, не получив травмы нервной системы. Матка всегда функционирует в ритме присущих ей сокращений. Эти легкие, нежные, малозаметные движения выталкивают слизистый секрет из ее полости или отторгнутый эндометрий вместе с менструальным потоком во время ежемесячного цикла. Отметьте яичниковый циклический ритм, во время которого каждые 28 дней развивается зрелая яйцеклетка, подготавливается к выходу и оплодотворению; отметьте также маточный ритм, который каждый месяц подготавливает эндометрий матки к приему оплодотворенной яйцеклетки, а затем отбрасывает его, если матка не стала гнездом для развивающегося плода. Если оплодотворение произойдет, ритм матки изменится, приспосабливаясь к питанию и защите плода. Маточные часы включатся в момент зачатия, что сдвинет ритм работы матки и обеспечит продуктивную родовую активность в момент, наиболее подходящий для начала этой новой жизни. Яйцеклетка и сперма, действующие в собственном, присущем им ритме, продвигаются благодаря наличию волнообразных сокращений влагалища, фаллопиевых труб и матки, аккомпанирующих движением оплодотворению. В качающейся колыбели беременности возникает быстрый ритм деления клеток и их дифференциация. Через восемнадцать дней на переднем конце зародыша уже развиты две невральные складки, протянувшись назад, и образовав между собой неглубокую невральную борозду. В результате их пролиферации образуется нервная трубка или канал, энтодермальная стенка которого представляет собой зачаток нервной системы. (8) Головной конец невральной бороздки расширяется и через четыре недели можно уже различить зачатки переднего, среднего и заднего мозга. Стенки превращаются в нервную ткань и нейроглию мозга, а полость преобразуется в желудочки. Остаток трубки образует спинной мозг. В передней части происходит ряд изгибов. Первый изгиб появляется в области среднего мозга, сгибая передний мозг в вертикальном направлении. Второй изгиб появляется в месте соединения заднего мозга и medulla spinalis. Третий изгиб находится в области будущего варолиева моста. Полость заднего мозга превращается в четвертый желудочек. Полость среднего мозга уменьшившись в диаметре, образует сильвиев водопровод. Его базальная пластинка утолщается и образует церебральные ножки, которые быстро увеличиваются после четвертого месяца. В этом процессе развития очень рано появляются два латеральных дивертикула, или два оптических пузырька, по одному с каждой стороны переднего мозга: некоторое время они соединены с полостью переднего мозга относительно широкими отверстиями. Периферические части пузырьков расширяются, что дает рост сетчатке, эпителию на задней части ресничного тела и радужной оболочке. Проксимальные части этих дивертикулов уменьшаются в размерах до трубочковидных стебельков, в которые затем врастают нервные волокна, формируя зрительные нервы. Передний мозг растет вперед, и из крыловидной пластинки мозговых полушарий вырастает дивертикул, который быстро расширяется, образуя два больших мешочка, по одному с каждой стороны – зачатки латеральных желудочков. В задней части переднего мозга имеется полость – зачаток третьего желудочка. Стенки латеральных желудочков утолщаются, формируя нервную ткань полушарий головного мозга. Дорсомедиальные стенки того дивертикула остаются тонкими, и позже здесь образуется эпителий хороидного сплетения латеральных желудочков. Полушария головного мозга растут быстро и, в конце концов, значительно обгоняют в размерах структуры, развившиеся из среднего и заднего мозга. Этот краткий обзор развития мозга демонстрирует направление движения, в котором происходит рост – невральная трубка растет вперед, полушария головного мозга латерально, вверх и назад и, наконец, затылочные и височные доли вниз и вперед. Рост осуществляется в устойчивом пульсирующем ритме, врожденном ритме, присущем развивающемуся организму. К концу четырех недель внутриутробной жизни этот развивающийся мозг располагается над развивающимся мембраннозным черепом, основанием затылка, основанием клиновидной кости и каменистой части височных костей. Постепенно вокруг мозга разрастается мезодерма, до сих пор, пока к семи неделям мозг не оказывается заключен в мембраннозный череп. К тому времени в основании затылочной и клиновидной костей уже идет хондрификация, т.о. будущие кости, выполненные в виде хряща, оказываются сформированными к одиннадцати неделям внутриутробной жизни. Таким образом, мы были свидетелями быстрого развития мотильного организма в определенных направлениях с характерным пульсирующим паттерном роста. Такое движение характерно для всей последующей жизни; ритм центральной нервной системы через цереброспинальную жидкость передается в субарохноидальное пространство к мембранам и надкостнице, которые он развивает и благодаря которым происходит его клиническая манифестация, как краниального ритмического импульса. Ритм сосудосуживающего центра на дне четвертого желудочка был отмечен Траубе и Херингом, когда они пытались объяснить циклическое изменение объема крови, поступающей в конечность, частота которого была медленнее артериального пульса и грудного дыхания (9). Сирс обнаружил влияние центрального ритма на активность грудных мотонейронов (10). Ультразвуковые исследования движения мозга выявили мелкие движения мозговых структур, индуцированные артериальной пульсирующей волной и дыханием. «В дополнение к этому», — как было отмечено, — «наблюдалась модуляция медленных частот, в особенности при задержке дыхания, напоминающая Волны Траубе-Херинга» (11). Только Сазерленд (12) понял значение этого краниального ритма как пальпируемое проявление первичного дыхательного механизма. «Мозг непроизвольно и ритмично движется внутри черепа. Непроизвольное ритмическое движение включает в себя расширение и сокращение желудочков во время периодов дыхания… В свою очередь это активизирует циркуляцию цереброспинальной жидкости; эта циркуляция вызывает движение паутинной и дуральной мембран; а через мембраны реципропного натяжения генерируется движение в суставе основания». Сфенобазилярное соединение поднимается во время фазы вдоха и опускается во время фазы выдоха. Решетчатая кость, сошник и крестец также участвуют в движении сгибания и разгибания в их индивидуальном направлении вокруг собственных поперечных осей. Одновременно височные и другие билатеральные кости вращаются при сгибании наружу… подобно тому, как раскрываются лепестки бутона розы… и во внутрь при разгибании… как закрывающиеся лепестки. Сазерленд экспериментировал, управляя собственным краниальным респираторным механизмом, и пришел к заключению, что грудной «диафрагмальный дыхательный механизм вторичен по отношению к механизму краниальному». Вторичное дыхание – это ритмичный физиологический процесс вдыхания воздуха, его нагревания, увлажнения, очищения и отведения к альвеолам легких, где кислород воздуха соединяется с гемоглобином в обмен на двуокись углерода, которую организм выталкивает по бронхиальному дереву, трахее, глотке и носовым ходам. В обеспечении этой функции, в основном контролируемой автономной нервной системой, участвует грудная диафрагма, межреберные мышцы, ребра, плевра, легкие, трахее-бронхиальный аппарат, носовые пазухи и нос. Симпатическая иннервация осуществляется из грудного отдела позвоночника, парасимпатическая блуждающим нервом, а диафрагмальные ветви от С3С4С5 обеспечивают основную иннервацию. Отметим, что помимо этого физиология обмен воздуха зависит от ритмичной наружной и внутренней ротации лицевых костей. Блуждающий нерв должен беспрепятственно выходить через яремное отверстие, расположенное между затылочной костью и сосцевидным отростком височной кости. Ритм движения грудной диафрагмы должен быть синхронен респираторным движениям краниальной и тазовой диафрагм, которые, в свою очередь, зависят от сохранности движений височной кости и подвижности крестца (13). Эта жизненно важная функция, вторичное дыхание, выполняет роль преобразователя, который помогает чрезвычайно сложноорганизованому живому организму приспосабливать изменяющиеся условия внешней среды к потребностям стабильного, неизменного внутреннего механизма. Первичное дыхание – это тот тонкий ритмичный взаимообмен на клеточном уровне, который поддерживает равновесие анаболизма и катаболизма, и который активирует электролитный насос, благодаря чему ионы калия выходят из клетки, а ионы натрия проникают внутрь через клеточную мембрану из внеклеточной жидкости. Благодаря этой деполяризации клетки увеличивается метаболизм. Интенсификация метаболизма гонит натрий из клетки, восстанавливает в ней концентрацию калия, и цикл начинается снова. Это относится к поперечно-полосатым мышечным волокнам, сердечным волокнам, гладким мышечным волокнам кишечника и гладким мышечным волокнам сосудов. (14) Вероятно, также функционируют и нейроны. Более того, во время фазы деполяризации клетка уменьшается в размерах и возвращается к своей прежней величине во время фазы реполяризации. Пищеварительные функции желудочно-кишечного тракта организованы, расписаны во времени и отрегулированы между собой с точностью, присущей актам симфонии. Темп перистальтики ускоряется или замедляется в зависимости от происходящего процесса. Секреторные клетки желудка вырабатывают соляную кислоту и пепсин по мере попадания пищи в желудок, если организм получил жирную пищу, печень выделяет желчь в двенадцатиперстную кишку, чтобы обеспечить благоприятные условия для метаболизма жира, а поджелудочная железа выделяет свои пищеварительные энзимы, амилазу, липазу и протеолитический трипсин, чтобы завершить пищеварительный процесс. Все не только точно отмерено по времени, но и строго определен объем. Усвоение и поглощение происходит в точно установленное время, совпадающее с увеличением артериального кровоснабжения и более активным переносом лимфы, однако, всасывание различных продуктов пищеварения не является чисто физико-химическим процессом. Особую жизненную избирательность демонстрируют эпителиальные клетки ворсинок. Лимфатические рецепторы активизируются в положенное им время, пока не переваренные остатки ритмично проталкиваются дальше, и постепенно все, что не может быть использовано подготавливается к эллиминации. Селективная абсорбция, секреция, реабсорбция и элиминация, осуществляемые в молчаливом ритмичном процессе почками для поддержания постоянства химического баланса крови, независимо от значительных колебаний поступлений в разные дни, представляют собой еще одно проявление мудрой избирательной циклической деятельности живого организма. Фагоцитарная активность полиморфоядерных лейкоцитов – это элегантное защитное действие, ответственное за немедленную реакцию на вторжение любого чужеродного элемента. Замысловатые движения, которые проделывают красные кровяные тельца, двигаясь по мельчайшим капиллярам, нельзя сопоставить даже с танцевальными па самых искусных современных балерин. Движение, движение повсюду, в каждой клетке, органе, ткани, жидкости. В тот момент, когда правильное движение оказывается нарушенным, искривленным или прерванным, и начинается дисфункция или заболевание. Человек представляет собой динамическое функциональное единство, где каждая часть интегрирована со всеми остальными посредством неэластичной живой мембраны, фасции. Чуткие руки, положенные на голову, могут обнаружить помеху физиологической функции в любой отдаленной части тела. И наоборот, краниальный стрейн можно диагностировать при пальпации других областей. Врожденное физиологическое движение первичного респираторного механизма может оказаться искаженным, нарушенным, сниженным, увеличенным или измененным. Независимо от того, где находится первичная причина, ее проявления можно быстро выявить. Состояние пациента, сидящего перед нами сегодня, есть результат, общая сумма его реакций на все попавшие в него «удары и стрелы, выпущенные жестокой судьбой». Диагноз – это искусство анализировать состояние структуры и функции, вскрывать причины их нарушения, и находить ключ, который открывает настоящее на основе прошедшего и позволяет, пользуясь все тем же ритмом, установить будущее. «Нас интересует только истина, или связь между причиной и следствием. Мы убеждены, что через все протянута единая нить: все слова нанизаны на нее, словно бусины: и люди, и события, и жизнь приходят к нам только благодаря этой нити (15). Эти слова Эмерсона можно справедливо отнести и к остеопатическим воззрениям. Мозес добавил еще одну характеристику в причинно-следственные отношения, написав: «прошло тысячу лет, а как будто все случилось вчера» (16). Любое событие, мысленное, эмоциональное или физическое, которое нарушает, искажает или прерывает свободный врожденный ритм жизни – это новое звено в цепи, связывающей человека с его прошлым. Целью данной лекции является задача не воспарить вместе с вами на крыльях красноречивой философии, а скорее, довести до вашего сознания глубокий смысл концепции, которая позволит вам лучше лечить ваших пациентов. Перед вами пациент со сложным набором симптомов, серией травматических случаев, происшедших в течение жизни, и физических, и эмоциональных. Ему уже делали многочисленные анализы жидкостей его организма и рентгенограммы его структур. Его пичкали удивительными лекарствами, он глотал необыкновенно дорогие пилюли, он отказывал себе в гастрономических деликатесах, и делал все упражнения, какие только мог. Однако он по-прежнему болен. Не заключена ли причина болезни в автокатастрофе, случившейся 25 лет назад, в эмоциональном шоке, испытанном 15 лет назад, энцефалите, перенесенном в детстве или родовой травме? Не являются ли главными причинами проблемы на работе или неприятности дома? Память о критических эпизодах может быть погребена в глубинах подсознания пациента, однако, проницательный врач проследит нить его жизни до тех пор, пока не найдет ответа. Одним таким пациентом был мужчина средних лет, который страдал головными болями в течение 25 лет. Он лечился в самых престижных клиниках, однако, единственным результатом лечения стала необходимость отвыкать от чрезмерного употребления лекарственных средств. В конце концов его спросили, что он сам думает о причине, вызвавшей головные боли, которых не было раньше, они появились достаточно внезапно, и беспокоили почти ежедневно. Во время войны он водил джип. На одном из перекрестков в его борт врезалась другая машина. Через неделю начались головные боли. Тело все еще испытывало влияние приложенной к нему огромной силы, направленной сбоку, а краниальный механизм этого человека пытался справиться с тяжелым латеральным стрейном. Молодая женщина, находившаяся явно в подавленном состоянии, жаловалась на постоянные эпигастральные боли. Они усиливались во время еды, но дискомфорт она ощущала постоянно. Она с трудом отвечала на вопросы, только «Да» или «Нет». В конце концов, мало чего добившись расспросами, ее положили на стол, чтобы диагностировать. Пальпировалось тяжелое эмоциональное напряжение, однако, в чем была его причина, и каким образом можно было его убрать? Как учил нас Великий Врач, ей было сказано, что выздоровление и прощение – две стороны одной и той же медали; чтобы излечиться, нужно простить; если прощение будет дано, за ним последует исцеление. Видимой реакции пациентки на краткую речь не последовало. Тогда ей посоветовали упражнения на прощение. Сначала подумать обо всех ситуациях, в которых она кого-нибудь обижала, и у кого ей следовало бы попросить прощения. Затем мысленно представить себе случившееся, как на экране в кинофильме. И последняя сцена – подойти к тому человеку, о ком шла речь, попросить прощения и получить его. Вторая стадия: подумать обо всех ситуациях, когда обижали ее, и ей нужно было простить этих людей. Снова представить себе этот эпизод как будто на экране в фильме и добавить сцену просьбы о прощении и получения ее. (Явной реакции со стороны пациентки не последовало). И, наконец, подумать о какой-нибудь ситуации, когда кто-то причинил ей обиду или боль, в то время как она была права, ни в чем не повинна, с тех пор чувствовала злое раздражение по отношению к этому человеку. Раздражение и злоба представляют в данном случае самый серьезный грех, требующий мольбы о прощении. Пациентка немедленно разразилась рыданиями и рассказала, как, когда ей было четырнадцать лет, ее отчим бросился на нее и изнасиловал ее, и как она переживала нежеланную беременность, как ее мать все эти годы воспитывала ребенка вместе с ней, как она ненавидела этого человека и злилась на мать. Когда эмоциональный взрыв поутих, наступило время заключительной стадии, – то, что за это событие она никогда не могла простить саму себя, и было непростительным грехом. Снова призовите на помощь творческое воображение, представите себе все происходящим на экране сознания, и вы увидите себя просящим о прощении и получающим его. После этого пациентку отпустили на неделю, чтобы она вспомнила все, что могла вспомнить, касающееся каждой стадии. После этого ей следовало обратиться к Богу любым возможным для нее способом, и просить Его о прощении. Пациентка приняла это как предписание врача. Через месяц о нарушениях в брюшной области было забыто, и она превратилась в нового человека, веселого и дружелюбного. Прощение растопило звено цепи из прошлого, которая сковывала ее. Восемнадцатилетнего мальчика-японца, страдающего аутизмом, привели родители, У него была нарушена речь, он отставал в развитии. Он был покладистым и добрым, работал с отцом, копая канавы и обрабатывая землю. Его орфография и счет были удовлетворительны, однако, он путался в употреблении слов. Он был первенцем в семье, и роды были быстрыми и беспорядочными. И голова его «имела форму тыквенной бутылки». В детстве он был обычным ребенком, однако, не говорил до 3-х лет, а в 5 лет употреблял лишь несколько слов. Его поведение в школе было отвратительным, однако, неврологический осмотр не выявлял никакой патологии. При осмотре его тела была обнаружена инертность тканей, снижение витальности, что заставило предположить нехватку энергетических ресурсов для поддержания механизма в действии. Это была не инертность, вызванная усталостью, хотя усталость присутствовала. Не было это и инертностью изначально компремированного механизма, хотя и такая компрессия была отмечена. Было ощущение, как будто его мембраны были из мокрого картона, а не живыми, упругими, рецепропными мембранами. Это было наследие энцефалита. В возрасте полугода у этого ребенка длительное время была высокая температура с розеолезной сыпью. «Цереброспинальная жидкость представляет собой один из самых высокоорганизованных элементов человеческого тела, и если мозг не снабжает в избытке ею весь организм, болезненное состояние будет сохраняться…Этой великой реке жизни должно быть предоставлено свободное течение, иссушенные поля должны быть немедленно напоены, иначе урожай здоровья будет потерян навсегда» (17). Сейчас этот мальчик уже начал смеяться и общаться с другими людьми. Кесарево сечение из-за ягодичного предлежания было началом жизни одиннадцатилетней девочки, приемной дочери в семье, у которой был синдром височно-челюстного сустава и нарушение прикуса. Осмотр показал, что краниальный паттерн заставляет думать, о компрессии тазом матери в родах. У нее была выступающая межтеменная часть затылочной кости, плоская надокципитальная зона и компрессия мыщелковых частей. История рождения ребенка была снова пересмотрена, уже вместе с приемной матерью. «Да, она стояла головой вниз, а затем в родах положение изменилось на ягодичное». Прошлое абсолютно точно запечатлевается в динамичном живом организме, если это прошлое тем или иным способом нарушает свободное ритмичное движение. Как можете вы, врач, найти и проследить нить жизни вплоть до ее жизненно важных моментов, а, обнаружив их, как можете вы вскрыть плотины умственных, эмоциональных или физических глубин, дав возможность реке жизни течь беспрепятственно? Можно дать два указания:
Есть одна небольшая книжка, всего в 79 страниц, впервые опубликованная в 1947 году, представляющая собой наиболее остеопатический труд, написанный автором-неостеопатом. Автор работал учителем младших классов школы и был студентом Эмерсона, Холмса, Карлайля и Блисса Перри. Название книги – «Согласие» автор – Ньютон Диллауэй (18) «Принцип согласия, применяемый во всем и до конца, устанавливает или восстанавливает ритм здоровья в организме, ритм собственного Осознания и всегда открывает еще более высокие и обширные горизонты понимания и достижений». «Чело |
|